Проба ринне и вебера в норме. Камертональное исследование слуха

Содержание

Проба ринне и вебера в норме. Камертональное исследование слуха

Проба ринне и вебера в норме. Камертональное исследование слуха

Одна из проб для сравнения восприятия звука через воздух и черепную коробку (см. также , ). Ножки звучащего камертона (C 128 , C 256) ставят на сосцевидный отросток.

По окончании восприятия колебаний камертон подносят к уху обследуемого и отмечают время (в секундах) продолжения восприятия им его звучания (положительный симптом Ринне).

При поражении звукопроводящего аппарата (среднее ухо, слуховые косточки, барабанная перепонка) вибрация камертона ухом через воздух не воспринимается (отрицательный симптом Ринне).

Методика проведения пробы Ринне

Каким же образом можно объяснить изменение воздушной и костной проводимости при тех или иных поражениях слуха?

При обструкции наружного слухового прохода, среднем отите, перфорации барабанной перепонки или ограничении её подвижности, отосклерозе (анкилозе слуховых косточек в результате образования патологических костных структур) время восприятия звука через кость равно времени восприятия через воздух или превышает его. Поскольку воздушная проводимость через наружный слуховой проход или среднее ухо нарушена, вибрация достигает улитки, распространяясь через кости в обход препятствия на пути воздушной проводимости.

Проба Ринне при поражении звукопроводящего аппарата(источник: Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ. / под ред. И.Н.Денисова, В.Т.Ивашкина, В.А.Княжева, Н.А.Мухина, В.И.Покровского. – М.: Гэотар-медицина, 1997. – 704с.)

При длительном воздействии сильного шума, приёме некоторых лекарственных препаратов, инфекции внутреннего уха, его травмах, опухолях, врождённых аномалиях и некоторых наследственных заболеваниях, старческих изменениях (пресбиакузис) время восприятия звука через воздух превышает время восприятия через кость. Проведение нервных импульсов по внутреннему уху или преддверно-улитковому нерву нарушено независимо от того, как вибрация достигает улитки. Часто наблюдается нормальное соотношение.

Это исследование проводится с целью дифференциальной диагностики тугоухости. Основано оно на сравнении восприятия чистых звуков при воздушном и костном проведении. Существуют специальные наборы камертонов, позволяющие проводить исследования в широком частотном диапазоне.

Однако для повседневной практики достаточно иметь только два камертона: низкий (128 колебаний в секунду – С 128) и высокий (2048 колебаний в секунду – С 2048).

Каждый камертон должен иметь «паспорт», то есть данные о времени в секундах, в течение которого его звучание воспринимается отологически здоровыми людьми.

Исследование воздушной проводимости

При исследовании воздушной проводимости камертон приводится в звучание «максимальным» дозированным ударом перкуссионного молоточка (басовый камертон можно приводить в звучание ударом о нижнюю треть собственного бедра) и подносится браншами к уху исследуемого, который должен отвечать, слышит ли он звук.

Камертон подносят к наружному слуховому проходу максимально близко, не касаясь уха, таким образом, чтобы ось его (она проходит поперёк обеих браншей) совпадала с осью слухового прохода. Во избежание адаптации или утомления слуха камертон надо подносить к уху через каждые 4-5 секунд.

Исследование костной проводимости производят при помощи звучащего басового камертона, ножку которого плотно приставляют к середине темени больного. Длительность восприятия звучащего камертона при воздушном и костном проведении определяется в секундах (количественное исследование).

При качественном исследовании слуха камертонами применяют ряд опытов.

Методика исследования:

1. Возьмите набор камертонов С 128 , С 512 , С 2048 , начинайте исследование камертонами низкой частоты – с С 128 .

Камертон С 128 и выше приводятся в колебание отрывистым сдавлением браншей двумя пальцами или лёгким ударом о тенор левой ладони, а С 2048 – ударом щелчка ногтя.

Исследуемому дается четкая инструкция о необходимости без промедления сообщить исследующему о том, что он перестал слышать камертон.

2. Звучащий камертон, удерживая за ножку двумя пальцами, поднесите кнаружному слуховому проходу исследуемого на расстоянии 0,5 – I см секундомером измерьте время, в течение которого исследуемый слышит звучание данного камертона, отсчет времени начинается с момента приведения в колебание камертона.

3. После того как пациент перестанет слышать, нужно камертон отдалить от уха и вновь сейчас же приблизить (не возбуждая его повторно). Как правило, после такого отдаления камертона пациент еще несколько секунд слышит звук. Окончательное время отмечается по последнему ответу пациента.

Исследование костной проводимости (опыт Ринне):

Костная проводимость исследуется камертоном С 128 , таккак вибрация камертонов с более низкой частотой ощущается кожей, а камертоны с более высокой частотой переслушиваются через воздух другим ухом.

1. Звучащий камертон С 128 поставьте перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка. Продолжительность восприятия измерьте также секундомером, ведя отсчет времени от момента возбуждения камертона.

После того как восприятие звука через ткани прекратилось, камертон, не возбуждая, подносят к наружному слуховому проходу.

При этом в норме исследуемый слышит по воздуху колебания камертона опыт Ринне положительный (R+)

2. Если исследуемый, по прекращении звучания камертона на сосцевидном отростке, не слышит его и по воздуху у наружного слухового прохода, такой результат называется отрицательным (R-).

При опыте Ринне в норме наблюдается преобладание воздушной проводимости звука над костной в два раза (R+), при отрицательном – наоборот, костная преобладает над воздушной, что бывает при поражении звукопроводящего аппарата.

При аболеваниях звуковоспринимающего аппарата наблюдается, как и в норме, перевес воздушной проводимости над костной, при этом длительность восприятия камертона, выраженная в секундах, как воздушной, так и костной проводимости, меньше, чем в норме, но опыт Ринне остается положительным.

Опыт Вебера (W)

Звучащий камертон С 128 приставьте к темени исследуемого, чтобы ножка его находилась посередине головы. Бранши камертона должны совершать свои колебания во фронтальной плоскости, то есть от правого уха к левому.

В норме исследуемый слышит звук камертона в середине головы или одинаково в обоих ушах (норма ←W→).

При одностороннем заболевании звукопроводящего аппарата звук латерализуется в больное ухо (например, влево:W→), при одностороннем заболевании звуковоспринимающего аппарата звук латерализуется в здоровое ухо (например, вправо:←W).

При двустороннем заболевании ушей разной степени или разного характера результаты опыта нужно расценивать зависимости от всех факторов.

Опыт Швабаха (Sch)

изменение длительности восприятия звука через кость.

Звучащий камертон приставьте к темени исследуемого и держите его до тех пор, пока последний перестанет слышать.

Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит камертон себе на темя, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если также не слышит, то опыт Швабаха у исследуемого нормален.

Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата. Таким же образом опыт производится на каждом ухе: камертон ставится на площадку сосцевидного отростка.

Опыт Желле (G)

Приставьте звучащий камертон на сосцевидный отросток и одновременно сгущайте воронкой воздух в наружном слуховом проходе этого же уха.

В момент компрессии воздуха исследуемый с нормальным слухом почувствует снижение восприятия (опыт Желле положительный), это обуславливается ухудшением подвижности звукопроводящей системы вследствие вдавления стремени в нишу овального окна.

При неподвижности стремени (отосклерозе) никакого изменения восприятия в момент сгущения воздуха в наружном слуховом проходе не произойдет (опыт Желле отрицательный). При заболевании звуковоспринимающего аппарата произойдет такое же ослабление звука, как в норме, т.е. опыт Желле будет положительным.

Заполнение слухового паспорта

Результаты речевого и камертонального исследования записываются в слуховом паспорте для последующего анализа. Ниже приводится схема слухового паспорта исследуемого с нормальным слухом справа и нарушением звуковосприятия слева.

Проба Ринне. Ножку звучащего камертона (С 128 или С 256) устанавливают на сосцевидном отростке. По окончании восприятия звука камертона бранши последнего подносят к слуховому проходу. В норме продолжает восприниматься звучание камертона (положительная проба Ринне).

Заболевание звукопроводящего аппарата вызывает обратные результаты: больной слышит камертон через воздух хуже, чем через кость (отрицательная проба Ринне).

Проба Вебера. Ножку звучащего камертона устанавливают на середине темени, звук равномерно воспринимается с обеих сторон. При заболевании среднего уха костная проводимость оказывается лучше воздушной и звучание установленного на темени камертона сильнее и дольше воспринимается на пораженной стороне, а при заболеваниях внутреннего уха, наоборот, на здоровой стороне.

Таким образом, пробы Ринне и Вебера дают возможность дифференцировать поражения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов. Следует учитывать, что восприятие высоких тонов (Маша, Саша, чаша) выпадает в большей степени при поражении звуковоспринимающего аппарата, а низких (двор, ум, ровно) — звукопроводящего.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов

При поражении зрительных путей могут развиваться нарушения остроты зрения, светоощущения и цветоощущения.

Неполное выпадение функции зрительных волокон ведет прежде всего к нарушению цветоощущения, при более грубых расстройствах возникают нарушения остроты зрения и светоощущения.

Различные болезненные процессы по ходу зрительного анализатора могут вызывать не только явления выпадения зрительной функции, но и явления раздражения в виде фотом…

Слуховой анализатор (преддвер-но-улитковый нерв). I — gangl. spirale; 2 — п. vestibulocochlearis; 3 — nucl. ventralis; 4 — nucl. corporis trapezoidei;5 — nucl. dorsalis (tuberculum acusticum); 6 — lemniscus lateralis; 7 — corpus geniculatum mediale; 8 — кора мозга. Слух — один из важных физиологических процессов; с его помощью осуществляется речевое общение людей, чтение, восприятие…

Вследствие неполного перекреста слуховых путей в области моста мозга корковая слуховая область каждого полушария воспринимает слуховое раздражение с обеих сторон (от обоих ушей), но в большей степени с противоположной стороны. Корковой слуховой области достигают в основном волокна, начинающиеся от внутреннего коленчатого тела. Нижние холмики являются рефлекторным центром, с помощью которого слуховые раздражения передаются на моторную…

Поражение проводящих афферентных путей в полушариях большого мозга, стволе, спинном мозге сопровождается нарушением чувствительности по проводниковому типу, т. е. во всей области ниже уровня повреждения.

Если та или другая проводящая система ниже очага совершает перекрест, то нарушение чувствительности развивается на противоположной половине тела.

Во всех случаях поражения задних рогов и задних корешков спинного мозга или…

Слух является одним из наиболее важных чувств, и нарушение функционирования уха не только приводит к потере слуха, но и вызывает головокружение и потерю равновесия.

При проверке слуха оценивается общее функционирование уха человека. Это тестирование поможет обнаружить проблемы улитки, находящейся во внутреннем ухе. Иногда, эти методы используются для проверки слуха у детей (вместо МРТ).

Некоторые из этих тестов, сочетаясь с другими, способны выявить такие расстройства, как болезнь Меньера. Они же используются и при проверке работы слухового аппарата.

Одним из методов является тест Швабаха. Во время этого (и других) тестов используются камертоны (один из старейших и наиболее надежных методов проверки слуха). Тест Швабаха не является инвазивной процедурой и его можно провести в любом месте, даже дома у пациента, что удобно в том случае, если пациент лежит в кровати.

Способы проверки слуха, в которых используется камертон

Некоторые из таких общедоступных тестов: проба Ринне, проба Вебера и проба Швабаха.

Проба Швабаха

Тест Швабаха используется при сравнении костной проводимости пациента и здорового человека.

Камертон помещают между ними, затем создается его вибрация. Если пациент продолжает слышать звук даже тогда, когда его не слышит здоровый человек, значит у пациента проблемы звукопроводящего аппарата (кондуктивная тугоухость). Если же здоровый человек слышит колебания камертона, а пациент – нет, значит у пациента проблемы звуковоспринимающего аппарата (нейросенсорная тугоухость).

Результаты этого теста зависят от слуха здорового человека.

Проба Ринне

Это обычный тест, в котором проводится сравнение между костной и воздушной проводимостью.

Сначала ножку камертона прижимают к сосцевидному отростку височной кости, замеряют время вибрации камертона. Когда она затихнет, снова вызывают вибрацию и подносят камертон к слуховому проходу, снова замеряя время, в течение которого пациент слышит звон.

Если звук во время второго теста кажется пациенту громче, чем звук во время первого теста, то у него нейросенсорная тугоухость. Если же пациенту кажется, что камертон звенел громче тогда, когда был прижат к височной кости, то у него кондуктивная тугоухость.

Эта проба применяется не очень часто.

Проба Вебера

Во время этой проверки слуха, звенящий камертон устанавливают посередине темени или лба пациента. Если камертон слышится одинаково с обеих сторон, то слух в порядке. но, когда пациент слышит звон одним ухом лучше, чем другим, у него тугоухость. При кондуктивной тугоухости лучше слышит пораженное ухо, а при нейросенсорной – здоровое.

Источник: https://stomatp22.ru/proba-rinne-i-vebera-v-norme-kamertonalnoe-issledovanie.html

ЛОР. Исследование слуха камертонами

Проба ринне и вебера в норме. Камертональное исследование слуха

Исследование слуха камертонами
Полное и точное исследование слуха восемью камертонами отнимает около часа. Оно может быть проведено только при специальных условиях. Это исследование проводится с целью дифференциальной диагностики тугоухости.

а). Исследование воздушной проводимости:

1. Возьмите набор ка­мертонов С128 (128 колебаний в секунду – низкочастотный) и С2048 (высокочастотный). Исследование начинают с С128. Ка­мертон С128 приводится в колебание ударом о тенар ладони. Камертон С2048 приводится в колебание щипком браншей двумя пальцами   или   ударом-щелчком   ногтя.

2. Звучащий камертон, удерживая за ножку двумя пальцами, под­несите к наружному слуховому проходу обследуемого на расстоянии 1,0-1,5 см., секундомером измерьте время, втечение которого обследуемый слышит звучание этого камертона. Отсчет времени начинается с момента возбуждения камертона.

После того,    как пациент перестанет слышать,  нужно камертон отдалить от уха и вновь сейчас же приблизить (не возбуждая его повторно). Как правило, после отдаления от уха пациент еще несколько секунд слышит звук. Оконча­тельное время отмечается по последнему ответу пациента – «не слышу».

б). Исследование костной проводимости:

1. Костная проводимость исследуется камертоном С128, так как вибрация камертонов с  более высокой частотой прослушивается через воздух другим ухом. Звучащий камертон С128  поставьте перпендикулярно  ножкой на площадку сосцевидного отростка.

2. Продолжительность восприя­тия измерьте также секундомером, ведя отсчет времени от момента удара камертона о тенор ладони до фразы пациента  «не слышу».

18.3. Опыты с камертоном

1. Опыт Вебера (W)оценка латерализации звука. Камертон С128  приставляют к темени пациента ножкой точно посередине головы и просят его сказать, каким ухом он лучше слышит звук. Бранши камертона должны совершать колебания во фронтальной плоскости, т.е. от правого уха к левому.

В норме обследуемый слышит звук в середине головы или одинаково в обоих ушах. При одностороннем поражении звукопроводящего аппарата (серная пробка в слухо­вом проходе, воспаление среднего уха, перфорация барабанной перепонки и др.) на­блюдается латерализация звука в больное ухо; при двустороннем поражении – в сторону хуже слышащего уха.

Нарушение звуковосприятия приводит к латерализа­ции звука в здоровое или лучше слышащее ухо.

2. Опыт Ринне (R)- сравнение длительности восприятия костной и воздушной про­водимости. Звучащий низкочастотный камертон устанавливается ножкой на сосцевидный отросток обследуемого уха. После прекращения восприятия звука по кости его подносят браншами к слуховому проходу. В норме человек дольше слышит камертон по воздуху (опыт Ринне положительный).

При нарушении звуковосприятия пропорционально ухудшается костная и воздушная проводимость, поэтому опыт Ринне остается положительным. Если же страдает звукопроведение, то звук по кости воспринимается дольше, чем по воздуху (отрицательный опыт Ринне). Можно сравнить данные восприятия воздушной и костной проводимости в секундах полученные вначале.

3. Опыт Швабаха (Sch)измерение длительности восприятия звука через кость. Звуча­щий камертон поставьте на сосцевидный отросток обследуемого и держите его до тех пор, пока последний перестанет слышать его.

Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит ка­мертон себе на сосцевидный отросток, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если так же не слышит, то опыт Швабаха у обследуемого нормален. Можно сравнить длительность восприятия у обследу­емого с паспортными данными камертона. Тоже проведите на другое ухо.

Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата, удлинение – при нарушении звукопроведения.

4. Опыт Федеричи (F)- сравнение длительности восприятия костнотканевой проводимости с сосцевидного отростка и проводимости с козелка.

Проводится опыт аналогично опыту Ринне: после прекращения звучания камертона на сосцевидном отростке он ставится ножкой на козелок. В норме и при нарушении звуковосприятия опыт Федеричи положительный, т.е.

звучание камертона с козелка воспринимается дольше, а при нарушении звукопрове­дения – отрицательный.

5. Опыт Бинга  (Вi)- сравнение интенсивности восприятия костно-тканевой проводимости с сосцевидного отростка при открытом наружном слуховом проходе и закрытом путем прижатия козелка к ушной раковине.

В норме, при хорошей подвижности цепи слуховых косточек, выключение воздушного звукопроведения (закрытый слуховой проход) удлиняет восприятие через кость.

При нарушении звукопроведения костная проводимость остается одинаковой при открытом и закрытом слуховом проходе.

6.  Опыт Желле (G)-  определение подвижности подножной пластинки стремени в овальном окне – специальный опыт для диагностики отосклероза.

Наружный слуховой проход плотно обтурируется оливой баллона Политцера, и с его помощью периодически увеличивается и уменьшается давление воздуха на барабанную перепонку, слуховые косточки, можно периодически открывать и закрывать слуховой проход, прижимая и отпуская козелок, т.е. закрывая и открывая слуховой проход несколько раз. Максимально звучащий низкочастотный камертон устанавливается на сосцевидный отток. При неподвижности стремени в овальном окне громкость звука от изменения давления в наружном слуховом проходе не меняется (опыт Желле отрицательный), в то время как в норме при повышении давления звук воспринимается более тихим (опыт Желле положительный).

Результаты исследования слуха шепотной и разговорной речью, а также камертонами вносят в слуховой паспорт:

Акуметрия
Правое ухо (AD)Левое ухо (AS)
+ или –СШ (субъективный шум)+ или –
В метрахШР (шепотная речь)В метрах
В метрахРР (разговорная речь)В метрах
В секундахС 128 воздушная (N в секундах )В секундах
В секундахС 128 костная (Nв секундах)В секундах
В секундахС 2048 (N в секундах)В секундах
+ или –Опыт Ринне (R)+ или –
латерализацияОпыт Вебера (W)латерализация
Удлинен, укорочен или в нормеОпыт Швабаха (Sch)Удлинен, укорочен или в норме

При необходимости в слуховой паспорт включают резуль­таты исследования в опытах Желле (G), Бинга (Вi), Федеричи (F).

Сохранить в соцсетях:

Похожие публикации:

Источник: https://krasgmu.net/publ/lor_issledovanie_slukha_kamertonami/6-1-0-62

9. Опыты Ринне, Вебера, Швабаха в дифференциальной ди­агностике тугоухости

Проба ринне и вебера в норме. Камертональное исследование слуха

Опытсравнения воздушной и костной проводимости(Опыт Ринне)

Методика: звучащий низкочастотный(С 128) камертон приставляют ножкой ксосцевидному отростку. Когда звук отнего перестает восприни­матьсяисследуемым, камертон подносят кнаружному слуховому проходу.

При нормальном слухе и поражениизвуковоспринимающего аппарата камертонбудет слышен еще в течение некотороговремени (положительный опыт Ринне). Припоражении звукопроводящего аппаратабывает наоборот (отрицательный опытРинне).

Опытопределения латерализации звука (опыт Вебера)

Методика: ножку звучащего басового(с 128) камертона приставляют к

середине темени.

При нормальном слухе звучание камертонаопределяется посередине головы или вобоих ушах. При одностороннем заболеваниизвукопроводяще­го аппарата илиразличной выраженности тугоухости наоба уха звук вос­принимается больнымили хуже слышащим ухом — латерализацияслуха в больное ухо. При заболеванияхзвуковоспринимающего аппаратанаблюда­ется латерализация звука вздоровое (лучше слышащее) ухо.

ха)

Опытопределения костной проводимости (опыт Шваба-

Методика: ножка звучащего камертонаставится на середину темени илисосцевидный отросток.

Суть опыта в сравнении длительностивосприятия звучащего низкочас­тотного(с 1.28) камертона при костном проведениизвука у больного и здо­рового человека(«паспорт» камертона).

Костная проводимость удлиняется призаболеваниях звукопроводящего аппаратаи укорачивается при заболеваниязвуковоспринимающего аппарата.

на экзаменационныевопросы

10. Слуховой паспорт, его дифференциально-диагностические возможности

Исследование слуховой функции проводитсяне только с целью опреде­ления остротыслуха, но, главным образом, для уточнениятопической диаг­ностики заболевания.

Исследование слуха начинается поопределенному плану (слуховой пас­порт).

• Сначала необходимо выяснить наличиесубъективного ушного шума у больногои его характер.

• Далее проводится речевое исследование— шепотной (на резерв­ном воздухе) иразговорной речью.

• Проводится исследованиекриком с использованием трещотки Баранидля заглушения здорового ухапри определении полнойодносто­ронней глухоты.

• Проводится камертональное исследованиевоздушной проводи­мости с использованиемдвух камертонов: басового и дискантного.Ис­следование костной проводимостипроводится с помощью басового ка­мертона.

• Проводятся опыты Швабаха. Вебера,Ринне.

В топической диагностике нарушенийслухового анализатора необходи­моосновываться на следующих показателяхкамертоналыюго исследования:

1. Сравнении времени восприятиявысокочастотного и низкочастотногокамертонов при исследовании воздушнойпроводимости.

2. Сравнении длительности восприятиянизкочастотного камертона при воздушнойи костной проводимости.

3. По характеру костной латерализации.

4. По изменению длительности восприятияпо кости по отношению к норме.

В качестве дополнительных тестовкамертонального исследования,ис­пользуемых в топической диагностике,проводятся опыт Бинта, а также опытЖелле, с помощью которого определяетсяподвижность стремени в овальном окне.

Проводится опыт Кутурското. основанныйна резком нарушении функ­ции ототопики,который позволяет диагностироватьполную одностороннюю глухоту (выключениеслуха на одно ухо).

Слуховой паспорт при поражениизвукопроводящего аппарата

Правое ухотестыЛевое ухо
Т”СШ0
1 ,5 мШР6 м
3 Мррбольше 6 м
+«Крик» с трещоткой Баранизаглушено
50сС 128 (норма 120с)115с
35сС 2048 (ноома 50 с)50с
_ 70сСК 128 (норма 60 с)
< __

ЛОР-болезни

(Зиндера и Покровского, Гринберга идр.).

При исследовании определяютпорог слышимости,который для нор­мальнослышащих людей соответствует примерно10 дБ; порог разборчиво­сти,т.е.

50% разборчивость(он примерно на 35 дБ выше порога тонального)и 100% разборчивостьречи, которая достигаетсяв норме при интенсивно­сти 45-50 дБ.Результаты исследования изображаютграфически в виде рече­вых аудиограмм.

На оси абсцисс отмечают интенсивностьречи в дБ, на оси ординат — разборчивостьв процентах к общему числу поданныхобследуе­мому слов.

1 Jpnразных формах понижения слуха наблюдаютсяхарактерные кривые разборчивости речи.

Так, например, припоражении звукопроводящего аппаратакривая разборчивостиречи по сравнению с кривой здоровогоче­ловека по форме изменена мало, носдвинута вправо на величину, равнуюпотере слуха.

Припоражении звуковоспринимающего аппаратакривая разборчивостичасто не достигает 100% даже при максимальнойинтенсив­ности речи и существенноотклоняется вправо в области порогаразборчиво­сти.

Источник: https://studfile.net/preview/1149388/page:2/

Исследование слуха камертонами

Проба ринне и вебера в норме. Камертональное исследование слуха

Это исследование проводится с целью дифференциальной диагностики тугоухости. Основано оно на сравнении восприятия чистых звуков при воздушном и костном проведении. Существуют специальные наборы камертонов, позволяющие проводить исследования в широком частотном диапазоне.

Однако для повседневной практики достаточно иметь только два камертона: низкий (128 колебаний в секунду — С128) и высокий (2048 колебаний в секунду — С2048).

Каждый камертон должен иметь «паспорт», то есть данные о времени в секундах, в течение которого его звучание воспринимается отологически здоровыми людьми.

Опыт Швабаха (Sch)

— изменение длительности восприятия звука через кость.

Звучащий камертон приставьте к темени исследуемого и держите его до тех пор, пока последний перестанет слышать.

Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит камертон себе на темя, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если также не слышит, то опыт Швабаха у исследуемого нормален.

Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата. Таким же образом опыт производится на каждом ухе: камертон ставится на площадку сосцевидного отростка.

Общие правила пользования камертонами

Исследование следует проводить в тихом помещении.

Для исследования воздушной проводимости используют камертоны С 128 и С 2048, начиная с камертона с более низкой частотой- С 128.

Камертон С128 держат за ножку правой рукой и приводят в колебание ударом браншей о тенор левой руки. С 2048 приводится в активное состояние отрывистым сдавливанием браншей двумя пальцами или щелчком первого или второго пальца (но не ударом о другой предмет).

Звучащий камертон удерживают за ножку двумя пальцами, подносят к наружному слуховому проходу исследуемого на расстояние 0.5 см. Секундомером измеряют время, в течение которого исследуемый слышит звучание данного камертона, отсчет времени идет с момента возбуждения камертона.

После того, как пациент перестает слышать звук, камертон можно отдалить от уха и вновь сейчас же его приблизить (не возбуждая его повторно). Как правило, после такого отдаления от уха камертона пациент еще несколько секунд слышит звук.

Окончательное время отмечается по последнему ответу пациента.

Исследование костной проводимости осуществляется камертоном С128. Звучащий камертон ставят ножкой перпендикулярно на площадку сосцевидного отростка. Продолжительность восприятия измеряют секундомером, ведя отсчет времени от момента возбуждения камертона.

Опыты с камертонами

Для начала разберемся с понятием «латерализация звука».

Если звук одинаковой громкости доставляется в оба уха, то его источник не латерализуется; если же громкость звука, доставляемого в одно ухо, даже незначительно больше, чем громкость, доставляемая в другое ухо, то источник звука латерализуется в это ухо (то, где звук воспринимается лучше). Физически звук достигает и другого уха, но субъективно он не воспринимается.

Латерализация звука в сторону больного уха при кондуктивной тугоухости объясняется тем, что в больном ухе имеются лучшие условия для резонанса, оттуда труднее происходит отток звуковых волн, наконец, звуки извне притекают туда меньше и тем самым не мешают восприятию звука, доставляемого через кости черепа.

Латерализация звука в одно ухо не исключает возможного поражения другого уха. При двустороннем поражении звукопроводящего аппарата латерализация звука происходит в хуже слышащее ухо.

Латерализация звука идет либо в сторону нарушения звукопроведения (кондуктивная тугоухость), либо в сторону, противоположную нарушению звуковосприятия (нейросенсорная тугоухость).

Опыт Вебера (W)

Как проводится опыт Вебера? Ножку камертона С128 ставят на середину темени. Если на голове длинные волосы, камертон можно поставить на переносицу или на середину подбородка.

Распространение звука по черепу обычно происходит одинаково в обе стороны, а при одинаковом слухе на оба уха нет разницы в громкости восприятия и поэтому звук проецируется на середину головы или одинаково в оба уха.

Если же закрыть одно ухо пальцем или заткнуть его ватой, т.е. создать искусственное препятствие для воздушного звукопроведения, то звук им воспринимается (латерализация звука).

Такое же положение имеется при одностороннем заболевании среднего уха, при серной пробке в наружном слуховом проходе и при других нарушениях воздушного звукопроведения (кондуктивная тугоухость); в этих случаях при опыте Вебера имеется латерализация звука в больное ухо.

При двустороннем поражении звукопроводящего аппарата латерализация звука происходит в хуже слышащее ухо.

При одностороннем заболевании внутреннего уха или слухового нерва (нейросенсорная тугоухость) звук при опыте Вебера латерализуется в здоровое ухо. В этом случае условия маскировки, резонанса в обоих ушах одинаковы, доставка звука тоже одинакова, латерализация в лучше слышащем ухе объясняется тем, что звук этим ухом воспринимается громче.

Результаты опыта отмечаются сокращенно таким образом: Вебер вправо, влево, посредине или стрелками.

Надо, однако, иметь в виду, что на латерализацию звука может влиять наличие экссудата в придаточных пазухах носа одной стороны.

Опыт Вебера может быть произведен и с помощью костного телефона аудиометра. Это дает некоторые преимущества, так как в отличие от камертонов, колебания которых быстро затухают, звук сохраняет громкость и больной может лучше разобраться в латерализации звука.

Возможные ошибки при опыте Вебера.

Лица с резкой формой односторонней тугоухости и даже с глухотой иногда не латерализуют звук при опыте Вебера. Некоторые больные дают сбивчивые и путанные ответы. Из практики известно, что если заткнуть, например, правое ухо у больного, то на вопрос, в какое ухо направлен звук, он тут же отвечает: «конечно, в левое».

Такой же ответ иногда получают при одностороннем гнойном среднем отите («конечно, в здоровое»). При некоторых формах поражения звуковоспринимающего аппарата опыт Вебера при максимальном звучании камертона бывает посредине, а затем по мере уменьшения громкости латерализуется в здоровое или лучше слышащее ухо.

Это связано с феноменом рекутирования.

https://www..com/watch?v=q1ZasDa0Nxg

Опыт Ринне (R) — сравнение воздушной и костной проводимости.

Опыт проводится следующим образом. Звучащий камертон приставляют ножкой к сосцевидному отростку; звук воспринимается в течение известного количества секунд, затем он не слышен.

Если теперь, не ударяя вновь, поднести бранши камертона к слуховому проходу больного, то при нормальном состоянии уха или при поражении звуковоспринимающего аппарата камертон будет опять слышен (положительный опыт Ринне).

При значительном поражении звукопроводящего аппарата наблюдается обратное явление: после того как камертон перестает быть слышимым через воздух, звук продолжает восприниматься, если поставить ножку камертона на сосцевидный отросток (отрицательный опыт Ринне).

При положительном опыте Ринне наблюдается преобладание воздушной проводимости над костной, при отрицательном-наоборот. Положительный опыт Ринне наблюдается в норме и при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата, отрицательный- при поражении звукопроводящего аппарата.

https://www..com/watch?v=GeC0A-cDx9w

Опыт Желле (G)

Приставляют звучащий камертон к темени и одновременно пневматической воронкой сгущают и разряжают воздух в наружном слуховом проходе.

В момент компрессии воздуха исследуемый с нормальным слухом почувствует снижение восприятия, это может быть связано с ухудшением подвижности звукопроводящей системы вследствие вдавливания стремени в нишу окна преддверия. При этом говорят, что опыт Жилле положительный.

При неподвижности стремени (отосклерозе) никакого изменения восприятия в момент сгущения воздуха в наружном слуховом проходе не произойдет- опыт Желле отрицательный. При заболевании звуковоспринимающего аппарата произойдет такое же ослабление звука, как и в норме.

Опыт Швабаха (Sch)

Опыт Швабаха (Sch) – измерение длительности восприятия звука через кость. Звуча­щий камертон поставьте на сосцевидный отросток обследуемого и держите его до тех пор, пока последний перестанет слышать его.

Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит ка­мертон себе на сосцевидный отросток, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если так же не слышит, то опыт Швабаха у обследуемого нормален. Можно сравнить длительность восприятия у обследу­емого с паспортными данными камертона. Тоже проведите на другое ухо.

Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата, удлинение – при нарушении звукопроведения.

Опыт Федеричи (F)

Сравнение длительности восприятия костнотканевой проводимости с сосцевидного отростка и проводимости с козелка.

Проводится опыт аналогично опыту Ринне: после прекращения звучания камертона на сосцевидном отростке он ставится ножкой на козелок. В норме и при нарушении звуковосприятия опыт Федеричи положительный, т.е.

звучание камертона с козелка воспринимается дольше, а при нарушении звукопрове­дения – отрицательный.

Источники:

1)В.Т. Пальчун, Л.А. Лучихин, М.М. Магомедов-Руководство по практической оториноларингологии

2)Вставки из открытых интернет-ресурсов

Источник: https://vk.com/@medic_lor-proba-vebera-i-drugie-opyty-s-kamertonami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.